Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Музыкальная коллекция Музыкальная коллекция Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ КОМПОЗИТОРАМУЗЫКАЛЬНЫЕ ФРАГМЕНТЫСЛОВАРЬСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

СЛОВАРЬ

Мадригал франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater — мать) — песня на родном (материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)], светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки М. восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания и сразу же привлек внимание композиторов. С 14 по 16 век поэтические М. создавались, как правило, для музыкального воплощения. Ранние музыкально-поэтические М. — 2—3-голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и другие). После долгого перерыва М. возродился в 16 веке в виде 4—5-голосного сочинения без инструментального сопровождения, преимущественно лирического характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М. был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и Германии (Х. Л. Хаслер, Г. Шюц). Для зрелых М. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, конец 16 века) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмические и фактурные контрасты. В конце 16 — начале 17 веков М. сближаются с концертными и драматическими жанрами, ложатся в основу мадригальной комедии. М. более позднего времени не связан с музыкой; это небольшое стихотворение-комплимент (посвященное обычно женщине). М. 18 — начало 19 веков — жанр салонной и альбомной поэзии; в России встречается у К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. Классический образец М. принадлежит М. Ю. Лермонтову: «Душа телесна!» ты всех уверяешь смело; Я соглашусь, любовию дыша: Твоё прекраснейшее тело Не что иное, как душа!   подробнее

Мажор (франц. majeur, итал. maggiore — "больший"; также dur, от лат. durus — "твёрдый"). Натуральный лад, основные звуки которого составляют трезвучие с большой терцией в основе, придающее аккордам жизнерадостное, светлое звучание.  подробнее

Маньеризм (итал. manierismo - "вычурность"). Этим термином (заимствованным из истории изобразительного искусства) иногда обогзначают характерную для мадригалистов конца XVII - начала XVII в. тенденцию иллюстрировать отдельные детали словесного текста с помощью ярких эксравагантных эффектов (необычных гармонических последований и мелодических оборотов, резких диссонансов, внезапных пауз) в ущерб целостной музыкальной форме. Ведущими представителями М. в музыке считаются Вилларт, Роре и, прежде всего, Джезуальдо. В связи со стилевой категорией М. можно рассматривать также некоторые произведения Маренцио и Монтеверди.  подробнее

Марш (от франц. marcher – идти, шагать; итал. marcia, Англ.march, нем. Marsch). Музыка диктующая ритм синхронному и единообразному движению множества людей. В своей основе маршевая музыка есть не что иное, как дополнение к размеренному ритму барабана. Подавляющее большинство М. выдержано в четном размере(2/2, 4/4, 2/4, 6/8). Самые ранние сохранившиеся военные М. пр инадлежали Люли и Андре Филидору – старшему; они предназначались для оркестров Людовика XIV. Многие ранние военные М. были созданы на основе популярных мелодий. Французская революция и наполеоновские войны дали новый импульс развитию жанра; М. для отдельных полков и армий создавались такими композиторами, как Керубини, Гуммель, Бетховен. Большинство М., фигурирующих ныне в репертуаре военных оркестров, было написано между 1880 и 1914, в т.ч. такими популярными авторами, как Соуза и Олфорд. По-видимому, Люли первым ввел М. в оперу и балет. М., в т.ч. военные , втречаются в операх Генделя, Моцарта , Бетховна, Верди, Вагнера, Прокофьева и др. Среди ранних образцов маршевой музыки для клавира – «Битва» (Battell) Бёрда. В XIX в. М. для фп. Писали Шуберт, Шуман, Лист, и др. М. открываются и завершаются многие инструментальные серенады XVIIIв.: вступительный М. вопровождает выход исполнителей на сцену, заключительный – их уход. Гайдн использовал стилизованный военный М. в качестве медленной части своей «Военной симфонии». В маршевом ритме выдержана 4-я часть «Фантастической симфонии» Берлиоза – «Шествие на казнь». Популярны концертные марши для оркестра Листа («Ракоци-марш»), Чайковского («Славянский марш»), Элгара (Pomp and circumstance marches). Гротескные пародии на жанр военного М. часто встречаются в симфониях Шостаковича.   подробнее

Мелодия (от греч. melos — пение, напев, песня). Ритмически упорядоченная последовательность звуков, распознаваемая как целое.  подробнее

Месса (франц. messe, от позднелат. missa), принятое католической церковью название литургии. Порядок проведения и состав М. складывались в течение многих веков; фиксации они подверглись в основном на Тридентском соборе (1545—63). 2-й Ватиканский собор (1962—65) внёс изменения в М. (разрешив, например, вести службу не только на латинском, но и на местных языках). Песнопения, неизменно входящие в данное богослужение, составляют т. н. «обычную мессу» (missa ordinarium). Названия этих песнопений определяются начальными словами текста: Кирие, Глориа, Кредо, Санктус и Бенедиктус, Агнус деи. Первоначально песнопения М. были одноголосными, основой их служил григорианский хорал. Впоследствии, с развитием многоголосия, появляются композиторские полифонические обработки песнопений М. и целые «обычные» М., полностью написанные одним композитором на традиционный текст. Различали торжественную М. (missa solemnis) и короткую М. (missa brevis), состоявшую, как правило, из 2—3 первых песнопений «обычной» М. В эпоху Возрождения М. являлась самым монументальным жанром музыкального искусства. М. писали Дж. Данстейбл (Англия), Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо (Нидерланды), Палестрина, А. Вилларт, Дж. Габриели (Италия), Т. Л. де Виктория (Испания). В более поздний период классические образцы М. создали И. С. Бах (месса h-moll), В. А. Моцарт, Л. Бетховен (2 М., 2-я — «Торжественная»), Л. Керубини, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др. Заупокойная траурная М. — Реквием.  подробнее

Минор (франц. mineur, итал. minore — "меньший"; также moll, от лат. molle — "мягкий"). Натуральный лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую “сумрачную” окраску (в противоположность мажору).  подробнее

Многоголосие Склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких самостоятельных мелодических линий голосов.  подробнее

Мотет (франц. motet, от mot – «слово»). Жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции. Первоначально М. представлял собой двухголосное музыкальное произведение, в котором к голосу, основанному на напевах католической службы присоединялся новый голос. Этот голос получил название М., которое перешло и на всё произведение. Позднее появились 3-голосные и 4-голосные М. Голоса, добавленные в них к основному, были мелодически более богатыми. Их подтекстовка, вначале варьировавшая подтекстовку основного голоса, приобретала всё большую самостоятельность; появились М., в которых сочетались религиозные и светские юмористические, шуточные тексты, тексты на разных языках. Партия основного голоса нередко поручалась инструменталисту. В дальнейшем в М. начинают применяться имитация и каноническое изложение. С 15 в. М. называется любое вокальное произведение, более развитое и торжественное сравнительно с песней. В 16 в. в мотетах О. Лассо, Дж. Габриели, Палестрины вырабатывается стиль чисто вокальной (без привлечения инструментов) хоровой полифонии. Во французском М. 16 в. господствует хоральный склад. В Италии в 17 в. возникает сольный М. с генерал-басом. Вершина развития жанра — мотеты И. С. Баха, углубившего тип хорового М. и приблизившего его к кантате. В 19 в. М. культивируется как хоровое произведение на текст серьёзного характера, порой включающий религиозные мотивы (Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Брукнер, М. Регер, Ш. Гуно и др.).  подробнее

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer