Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Музыкальная коллекция Музыкальная коллекция Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Словарь


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ш

Щ

Э

Ю

Я

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ КОМПОЗИТОРАМУЗЫКАЛЬНЫЕ ФРАГМЕНТЫСЛОВАРЬСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

СЛОВАРЬ

Pококо (rococo, от франц. rocaille “рокайль”, орнамент имитируюший очертания гальки и раковин). В первоначальном значении – стиль декоративного оформления построек и интерьеров, зародившийся во Франции в конце XVIIв. Характеризуется изящными и прихотливыми линиями, обилием орнаментальных украшений (в отличие от более массивного и сурового стиля Барокко). Образцами Р. в музыке принято считать оперы-балеты последних лет царствования Людовика XIV и эпохи Регенства (до середины 1720-х), миниатюрные характерные пьесы Ф. Куперена с их богатой и изысканной мелизматикой, флейтовые и скрипичные произведения французских композиторов того же времени, иногда даже оперы Рамо. Термин “ Р” иногда применяется и к музыке композиторов др. стран (например, к камерно-инструментальному творчеству Телемана). Р. Не следует смешивать с галантным стилем.  подробнее

Авангард (франц. Avant-gard - «передовой отряд»). Этим термином принято именовать такие направления в искусстве, представители которых, основывая свое творчество на новых (с их точки зрения передовых) эстетических идеях и использовании новых приемов и средств, радикально противопоставляют его устоявшимся в обществе вкусам. А. в более специальном смысле – группа течений в музыке, возникших после второй мировой войны и объединенных приверженностью к экспериментальным техникам композиции (алеаторике, тотальному сериализму, сонористике, электронной музыке) и к нетрадиционным приемам инстументального и вокального исполнительства. Среди основных очагов послевоенного Авангарда – класс Мессиана в Парижской консерватории, Дармштадтский международный музыкальный институт, неформальные кружки единомышленников Кейджа и Штокхаузена, Варшавская осень, загребское биеннале, фестивали в Донауэшингене, Меце, Ла-Рошель, парижский Институт музыкальных и акуститеческих исследований.  подробнее

Барокко (франц. baroque, итал. barocco; по-видимому, термин происходит от португ. слова barocca, обозначающего жемчужину неправильной формы.) Музыкальный стиль или период в истории европейской музыки, охватывающий весь XVIII в. и первую половину XVIII в. Первоначально термин "Б." указывал на экстравагантность, неправильность, странность в произведениях изобразительного искусства. К музыке он стал применяться лишь в XX в. Согласно некоторым исследованиям, эпоха Б. в итальянской музыке началась ок. 1570, а в музыке Англии и Испании завершилась только в конце XVIII в. Для музыки Б. характерны такие признаки, как широкое использование цифрованного баса и музыкально-риторических фигур, подчеркивание контрастов (фактурных, динамических, темповых), опора на аффектов теорию. Эпоха Б. отмечена расцветом оперы, оратории, кантаты, инструментального и вокального концерта, трио-сонаты, танцевальной сьюиты. Творчество Монтеверди, Дж. Габриели, Шютца принято относить к раннему Б., творчество А. Скарлатти, Корелли, Люлли, Пёрселла – к среднему Б., творчество И.С. Баха, Генделя, Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, Рамо – к позднему Б.  подробнее

Вилланелла (вилланеска, villanella, vilanesca – итал. «деревенская [песня]» [от villa – деревня]). Жанр легкой вокальной музыки, популярный в Италии и сопредельных странах с 1530-х до начала XVII в. В. возникла в Неаполе; по- видимому происходит непосредственно от поздней фроттолы. Для В. характерна простая, преимущественно гомофонная фактура с мелодией (иногда заимствованной) в верхнем голосе и регулярный декламационный ритм с редкими синкопами. В. различаются по своим бытовым функциям и тематике; разновидности В. и родственные формы – виллота, маскерата, джустиниана, грегеска, мореска. Начальный этап развития жанра В. был отмечен публикацией анонимных «деревенских песен в неаполитанском духе». Вскоре появились другие издания аналогичного типа. Включенные в них песни трехголосны, по преимуществу гомофонны, изобилуют квинтовыми параллелизмами. Из Неаполя В. распространилась по всей Италии: Благодаря ввенецианским мастерам (в т.ч. Вилларту) она превратилась в строфическую песню довольно изысканного рода. В вилланеллах Лассо(1555, 1581) сохраняются простое гомофонное письмо и живая ритмика ранних неаполитанских В.; эти пьесы лассо принадлежат к самым привлекательным образцам легкой музыки XVII в. (многие из них носят пародийных характер). Как в словах так и в музыке многих В., созданных после 1570, появилось явление мадригала. Тем не менее строфическая форма осталась одним из непременных признаков В.; мадригальные звукоизобразительные эффекты в В. редки. Юмористические пародийные В. встречаются в мадригальных комедиях, контрастируя с серьезной музыкой.  подробнее

Гармония (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность). Область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении.  подробнее

Гокет (ср.-век. лат. hoquetus, hochetus и др. варианты, англ. hocket, итал.ocheto, от франц. hoqueter – «икать»). В многоголосной музыке XII –XIV вв. – рассечение мелодических линий частыми паузами, в т. ч. посередине слова (что создает эффект «заикания»). Техника Г. используется в кадансовых оборотах (каудах) некоторых кондуктов, а также в отдельных коротких отрывках изоритмических мотетов и светских песен, где она обычно служит иллюстративным целям. По принципу Г. построены некоторые композиции без словесного текста (Hoquetes Dsvid Гийома де Машо.)  подробнее

Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия герм. племён — готов), художественный стиль (между серединой XII и XV—XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передаётся аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, острыми эмоциями; расширяется интерес к окружающему миру, природе, богатству переживаний. В XV—XVI вв. готику сменяет Возрождение.  подробнее

Григорианское пение (григорианский хорал, лат. Cantus gregorianus). Средневековые одноголосные богослужебные песнопения католической церкви. Авторство большинства песнопений традиционно приписывается св. Григорию I (папа в 599 - 604). В действительности Г. п. как целостная система сформировалась на рубеже VIII – IX вв. на территории империи франков. В мелодике Г. п. объединены элементы византийской церковной музыки, галликанского пения, амвросианского пения, музыкального фольклора германских и кельтских племен. Ладовую основу Г. п. составляет система 8 церковных ладов. Напевы Г. п. подразделяются на силлабические (1-2 звука на 1 слог), невматические (до 10-12, но обычно не более 4-5 звуков на слог) и мелизматические (богато украшенные). В силлабическом стиле распевались, в частности псалмы и большинство антифонов оффиция, в невматическом стиле – интроиты, комунио и большинство песнопений ординария мессы, в мелизматическом стиле – градуалы, тракты, аллилуйи, Ririe elesion и др. С IX в. Григорианские песнопения записывались невмами. Насколько можно судить по невменным записям Г. п., его ритмика основывалась на нерегулярном чередовании различных длительностей и была богата тонкими оттенками – незначительными увеличениями и уменьшениями ритмических единиц, легкими акцентами, (т. н. свободный григорианский ритм). Позднее этот тип ритмики уступил место размеренному ритму «ровного пения» (cantus planus), на основе которого возникли ранние формы европейского многоголосия – органум и дискант.  подробнее

Диатоника (от греческого diatonikos, буквально — растянутый), система музыкальных звуков из 7 тонов, которые могут быть расположены по чистым квинтам.  подробнее

Диссонанс (франц. dissonasnce - "нестройное звучание"). Сочетание двух или более звуков, которое в отличие от консонанса психологически воспринимается как дисгармоничное, напряженное, беспокойное и в рамках принятой системы гармонии требует разрешения.  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer