Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Музыкальная коллекция Музыкальная коллекция Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Россия


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ КОМПОЗИТОРАМУЗЫКАЛЬНЫЕ ФРАГМЕНТЫСЛОВАРЬСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФРАГМЕНТЫ

Аноним. "От юности моея". До XVII века
Молитвенное песнопение «От юности моея мнози борют мя страсти» - это своеобразное Credo русского православного пения, православное «ВЕРУЮ». Здесь верующая душа отрекается от греха, раскаивается и припадает к Господу. Кульминацией, центральной строкой этого песнопения звучит «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Лишь укрепив дух свой и отринув слабости и грешные помышления приходит верующий к искреннему прославлению Бога. Музыка этого песнопения отличается суровостью и силой: свободная ритмика, как бы наползающие друг на друга мотивы символизируют смятение души, внутреннюю борьбу, которую переживает верующий. Здесь в полной мере раскрываются возможности демественного пения, к которому русская богослужебная традиция пришла в XVI веке. Демественное пение несколько свободнее, смелее, пышнее, чем первоначальное знаменное пение: здесь звучание более эмоционально, открыто, хотя и лишено какой-либо сентиментальности и слабости. В отличие от более поздних образцов православного пения XVIII-XX веков, древнерусская традиция всегда отличается особым достоинством и внутренней силой – это поистине мужское пение, волевое и непреклонное.

Многоголосие построено на мелодиях-побегах, которые как бы припадают к основному мелодическому стволу и составляют с ним единое целое. Как разросшееся дерево с пышной кроной, музыка одновременно монолитна и многообразна, она отличается большим внутренним единством и вместе с тем богатством вариантов, богатством мелодических «отростков», органически связанных с главным напевом. Эта музыка символизирует нелегкий путь обретения Веры: духовный поиск так же бесконечен как широки и неуловимы в своих связях множащиеся мотивы этого песнопения – цепляясь друг за друга, они растут и расцветают, образуя таинственное «древо жизни», корень которого – Вера и стоящая на ней сила творящего духа.  подробнее
сохранить, audio/mpeg, 1792250 байт
включить запись

Аноним. Се, Жених грядет в Полунощи. До XVII века
Текст этого песнопения вдохновлен христианской притчей о десяти девах: половина из них дождались жениха, бодрствуя и будучи готовы к великой встрече. Других же желанная весть застала врасплох, они спохватились лишь в последний момент, когда уж поздно было что-либо изменить, и потому остались ни с чем. Смысл этой притчи в призыве к постоянному бодрствованию души, к отрицанию душевной лености и вялости. Как сказано в Писании: бодрствуйте,потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Музыка этого песнопения своей легкостью, бодростью и подвижностью как бы символизирует главные мысли богослужебного текста. Свойственные древнерусскому пению органичность, спаянность мелодии, ее единство здесь служат источником особой праздничности и приподнятости настроения – мелодия как стрела устремляется вперед, и ничто не может встать у нее на пути, как ничто не может помешать бодрствующему духу встретить Господа.

Вера – это радость и надежда, как бы уверяет музыка песнопения. Слушая эту музыку, становится ясно, как черпали силы в Вере поколения странников, что находились в постоянном движении, были все время в пути, какою легкостью и каким источником вечно обновляемых сил была для них Вера. Между строками текста мелодия как бы переступает с одного звука на другой, чтобы затем, снова оттолкнувшись от главной опоры, продолжить движение. Так и живительная сила Веры, сила ожидания чуда никогда не иссякает, и как эта мелодия, разливается вольно подобно реке в полях. Деятельное ожидание вечно бодрствующей души наполняет эту бесконечную мелодию такой энергией, что каждая остановка мелодии как будто торопит движение, и за каждым мелодическим изгибом легко угадывается следующий изгиб, следующий поворот бесконечного пути к Спасителю.  подробнее
сохранить, audio/mpeg, 968453 байт
включить запись

Аноним. Хвалите имя Господне. До XVII века
Песнопение “Хвалите имя Господне» распевает один из традиционных текстов Всенощного бдения, большой пасхальной службы. Эта музыка принадлежит древнерусской традиции и опирается на греко-византийские корни в отличие от традиции западноевропейского партесного пения, принятого во многих церквах сегодня. Древнерусское пение, за которым закрепилось название «знаменное» (мелодии записывались с помощью специальных значков – «крюков и знамен», откуда и пошло такое название) чрезвычайно аскетично. Таково же и это песнопение, содержание которого сводится к трем начальным словам стихов: хвалите, благословен и исповедайся. Текст песнопения выражает полное доверие к Богу, растворение в нем. Мелодия как и все знаменные мелодии, неспешна и строга, она вращается в узком диапазоне, где звуки прочно скреплены друг с другом, нераздельны и монолитны так же как монолитен и прочен храм, как неколебима и крепка вера в душе человека. Однако не успел отзвучать основной мотив, как он словно расцветает, открывает свои внутренние мелодические «залежи»: в дальнейших проведениях напева на второй и третьей строфах текста он обрастает подголосками. Они окружают, оплетают основную мелодию, украшают ее, и теперь она становится как будто объемной, расширенной своими собственными вариантами. Так божественная благодать, которую стремится выразить это песнопение, вбирает в себя и благоговение перед высшим началом, и надежду на добро и любовь, и изумление перед беспредельностью божьей милости.

Аллилуйя! – возглашают певчие, но возглас их спокоен и величаво размерен. В отличие от католической и протестантской веры, где хвала Господу торжественна и великолепна, в древнерусской традиции вера целомудренна и скромна, она не кичится собою, не призывает к себе внимание, но гордится своею сосредоточенностью, истинностью и суровой простотой. Многоголосие древнерусского пения, терпкое и жесткое, как бы вырастает изнутри самого напева: оно похоже на ауру мысли, на нимб сияющий. Такое многоголосие освещает и возносит вверх хвалу Господу – хвалу, рожденную верой, свободной от всякой суетности и незнакомую с мирскими стремлениями.  подробнее
сохранить, audio/mpeg, 1864348 байт
включить запись

Аноним. Дал еси украшение церкви Твоей, Господи. Стихира Преподобному Сергию Радонежскому. До XVIII в.
Стихира – это торжественное хвалебное песнопение, изложенное стихами. Некоторые стихиры написаны во славу Господа, другие – Богородицы, а иные посвящены памяти особо чтимых святых. В этом последнем роде написана стихира в честь самого знаменитого русского святого, преподобного Сергия Радонежского. Он жил в XIV веке, основал Троице-Сергиев монастырь, был богословом и политиком, другом и советчиком Дмитрия Донского. Мудростью своею Сергий Радонежский способствовал освобождению Российских земель от татарского ига и единению русских князей. Музыка этого песнопения покоряет особой органичностью, присущей древнерусскому пению, но здесь эта органичность и естественность становятся как бы господствующими. Стихира в честь Сергия Радонежского особенно безыскусна, она будто сияет свойственными этому святому простодушием и кротостью: ни одной лишней ноты, ничего украшательского, тяжеловесного, ничего нарочитого. Не торжественная ода, а простой напев, исполняемый как бы в задумчивости. Таким и был великий святой земли русской Сергий Радонежский: никогда не кичился благочестием, никогда не чувствовал себя выше какой-либо земной твари, включая и малых сих – животных, птиц и рыб, никогда не прибегал к насилию, но действовал лишь благодатным примером и кротким поучением.

Мелодия стихиры как бы расстилается, вьется, в ней не чувствуется ни начала ни конца – она также бесконечна как бесконечна божья любовь и благодать, которые излучал вокруг себя преподобный Сергий. Обычно древнерусскому пению свойственна некая вязкость, солидность, твердая опора, здесь же слышится нечто близкое григорианскому хоралу, принятому в Европе, настолько эта мелодия тяготеет не к земле, а к небу, настолько ничто не подавляет ее. В этой своей раскованности мелодия также похожа на Сергия – преподобному Сергию не приходилось обуздывать себя, он был святым по призванию, по зову сердца, и слушая стихиру, ему посвященную, можно и сегодня проникнуться этой не знающей границ добротой и кротостью, которые способны растрогать и поддержать многих верующих.  подробнее
сохранить, audio/mpeg, 1464362 байт
включить запись

Бабаджанян, Арно. Детства последний звонок. 1981
Автор текста: Пляцковский Михаил Львович  подробнее
сохранить, audio/mpeg, 5722696 байт
включить запись

Березовский, Максим Созонтович. Симфония до мажор
Особенностью симфонии до мажор является то, что все три её части должны исполняться без перерыва, из-за чего некоторые исследователи считают, что эта музыка писалась как вступление к опере.  подробнее
Симфония до мажор , сохранить, audio/mpeg, 6350788 байт

Березовский, Максим Созонтович. Концерт «Не отвержи мене во время старости». 1770 годы
Во второй половине XVIII века Россия становилась европейской державой, и наиболее сильными эти ростки «европеизма» были в культуре: политически Россия продолжала оставаться автократией, в экономике – феодальным государством, и только в культуре в царствование Екатерины начали раздаваться голоса русских просветителей - Радищева, Новикова, Фонвизина. Рядом с ними в архитектуре жили произведения Баженова и Казакова, в музыке – сочинения Фомина, Бортнянского и Хандошкина, в живописи – портреты Левицкого и Боровиковского. Все они утверждали приоритет светского над духовным, индивидуального – над коллективным, и человеческого, гуманного отношения к личности над отношением требовательным и подавляющим. Первым русским европейцем в музыке стал Максим Березовский, а музыкальным символом всего нового, что народилось в русской культуре, стал его духовный концерт «Не отвержи мене во время старости».

Концерт «Не отвержи мене» мог бы стать очередным партесным концертом – торжественным духовным песнопением с обилием украшений и массивным, плотным звучанием хора. Такими были духовные концерты эпохи русского барокко, написанные в XVII веке. Однако времена изменились: этот концерт молодого композитора Березовского, вернувшегося из Италии, похож на лирическую исповедь чистотой и прозрачностью хорового строя. Проникновенностью мелодии этот концерт напоминает столь близкие композитору украинские народные песни, а серьезностью высказывания и строгостью мысли эта музыка была бы достойна пера знаменитого современника Березовского, венского классика Глюка. В музыке главной, первой части концерта вера в Бога окрашена в тона милосердия и любви, прощения и сострадания – эти тона были до сих пор неизвестны ни скупому и величавому древнерусскому знаменному пению, ни помпезно-торжественному партесному пению, которые звучали раньше в православной церкви. Так первый из композиторов нового поколения приоткрыл «окно в музыкальную Европу», и уже после его безвременной кончины намеченной им дорогой пошли его последователи – Дмитрий Бортнянский и Артем Ведель.  подробнее
сохранить, audio/mpeg, 1432544 байт
включить запись

Бородин, Александр Порфирьевич. «Князь Игорь». Речитатив и ария Галицкого. 1869-87
сохранить, audio/mpeg, 1416045 байт
включить запись

Бородин, Александр Порфирьевич. «Князь Игорь». Сцена и песня Скулы и Ерошки. 1869-87
сохранить, audio/mpeg, 1768385 байт
включить запись

Бородин, Александр Порфирьевич. Симфония №2 «Богатырская», первая часть. 1876
«Богатырская» симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Эта симфония рождалась вместе с делом жизни Александра Бородина, вместе с оперой «Князь Игорь»: оба этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. Первая тема симфонии могла бы стать девизом и творчества Бородина и всей русской музыки. Она предельно афористична: краткий подъем-замах и два притопывающих «шага», возвращающих тему к начальному тону. Это тема-утверждение, тема-приказ, архаически неуклюжий и предельно монолитный. Такое вступление может открывать «Повесть временных лет» или другие «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Вся первая часть «Богатырской» – это вариации на главную тему, рядом с которой все остальные мотивы выглядят отрывочно, фрагментарно, как оттеняющие интермедии. И мелькнувший было наигрыш «скоморохов», и мелодия «белых лебедушек», девичий напев – все меркнет перед темой-девизом и ее вариантами. То слышится суровая мужская пляска, то тревожное ожидание-«засада», то резкие удары мечей или скачка витязей в поле. Первая часть симфонии вполне соответствует названию «эпическая», которое часто упоминают в связи со всеми произведениями Бородина. Это название означает многое: и склонность к картинности, и преобладание изложения над развитием, и господство вариационности, и тяготение к сопоставлениям. И, конечно же, грандиозность, размах, широту.

Трудно найти в истории симфонической музыки другое сочинение, где основная тема так безусловно царила бы над всеми другими, как бы подавляя и «отпугивая» их; трудно представить, что одна мысль может заполнить собою все музыкальное пространство. Конечно, грозный голос и особая стать этой темы этого требуют. Однако послушав «Богатырскую» симфонию, пессимисты, пожалуй, назовут ее не столько богатырской, сколько «автократической», настолько велика в ней централизация и концентрация «власти» главной темы. Поэтому симфония Бородина даже несколько «антисимфонична», статична: жанр симфонии подразумевает органическое соединение различного материала и его динамичное развитие. Оптимисты же, пожалуй, будут подчеркивать явно читаемый в музыке образ Ильи Муромца, «сиднем сидевшего» тридцать лет и наконец явившего всю свою силищу. Тогда «Богатырская» – это лишь зерно будущего, символ нераскрытой былинной мощи, наброски и штрихи к грандиозной поэме о русском народе, музыкальное вступление к его славной истории, которой только предстоит совершиться.  подробнее
сохранить, audio/mpeg, 1896071 байт
включить запись


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer