Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Музыкальная коллекция Музыкальная коллекция Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ш » Шуман, Роберт » МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФРАГМЕНТЫ


Шуман, Роберт. «В сияньи теплых майских дней» из цикла "Любовь поэта". 1840
Цикл "Любовь поэта" рассказывает о жизни влюбленного сердца, где музыка – это летопись чувства с момента зарождения до горького финала. Вокальные миниатюры Шумана написаны на стихи Гейне, и первая песня посвящена любви, которую юный поэт как бы боится расплескать, на которую он не может надышаться. Основной мотив вступления – мотив задержанного вздоха, не имеющего выдоха: фактура тонка как паутина и насыщена воздухом, ткань прозрачна и подобна переливам лютни, ограниченным одним-двумя звуками. «В сиянье теплых майских дней, - рассказывает поэт, - цветок раскрылся каждый, и тут во мне проснулась любви и ласки жажда» - таков первый куплет. «В сиянье теплых майских дней, - как завороженный повторяет поэт, - звенело птичек пенье, и я поведал милой любви моей томленье» - таков второй куплет, завершающий это короткое признание.

Однако несмотря на весну и любовь – самое радостное сочетание, какое можно придумать, грустно повисают вздохи поэта, в кратком вступлении и в конце каждого куплета его слова окружает минор: две вопросительные повисающие фразы переходят друг в друга, и не найдя опоры, будто замирают в недоумении. Утешение приносят слова о природе: оба раза, когда поэт говорит о цветах и птицах, музыка переходит в мажор и становится крайне простой – это наивный мотив утверждения, тысячи раз повторенный в самой разной музыке, и здесь этот мотив как бы напоминает о простодушии влюбленного поэта, о полном отсутствии сторонних мыслей, которые могли бы затуманить его счастье. Но сомнение возвращается: стоит поэту заговорить о своем чувстве, как вновь звучат вздыхающие фразы – они как стебельки, тянущиеся к солнцу и бессильно повисающие. За 45 секунд, пока длится один куплет, Шуман успевает высказать зародившееся сомнение, затем утешиться и поверить своему счастью, и вновь усомниться: чрезвычайная даже для романтической музыки насыщенность чувств, редкостно чуткая музыкальная ткань, реагирующая на каждый вздох, на каждое сердечное дуновение.

Подобной концентрации душевных событий музыка до Шумана не знала. Шуман-соавтор Гейне, Шуман-психолог открыл в его стихах потаенную суть, которую поэт мог только предчувствовать: любовь – вечный маятник между уверенностью и сомнением, любовь – постоянный страх потери. В музыке Шумана как в душе поэта тень печали и тень радости накладываются друг на друга, образуя причудливый узор. Слушая эту музыку, нельзя не вспомнить слова романтика Блейка: «Избыток скорби смеется, избыток радости плачет».

 
Название фрагмента «В сияньи теплых майских дней»
Название сочинения («Лунная», «Юпитер», «Пер Гюнт» и т.п.)Название сочинения «Любовь поэта»
Эпоха, стиль, направление романтизм
Жанр сочинения вокальный цикл
Исполнитель Д. Фишер-Дискау, баритон и В. Горовиц, ф-но
Инструмент вокал, фортепиано
Место создания Лейпциг
Образовательный уровень основная школа
Источники Д. Кирнарская
Время звучания 01.34

сохранить, audio/mpeg, 758219 байт

включить запись

Музыкальные фрагменты

Биография композитора

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть)
Литература XIX в. (вторая четверть)
Музыка XIX в. (вторая четверть)
История XIX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer