Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Музыкальная коллекция Музыкальная коллекция Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ш » Шуман, Роберт » БИОГРАФИЯ КОМПОЗИТОРА


Шуман, Роберт (1810-1856)
Шуман (Schumann) Роберт Александер (8.6.1810, Цвиккау, — 29.7.1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне), немецкий композитор и музыкальный писатель. Родился в семье книгоиздателя; уже в детстве проявил разностороннее художественное дарование, в том числе музыкальное (учился у педагога и органиста И. Г. Кунча). С 13 лет выступал как пианист. С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах и одновременно совершенствовал мастерство игры на фортепьяно у известного педагога Ф. Вика. Изучал теорию музыки под руководством композитора и дирижёра Г. Дорна (1831—32). Придумал механическое приспособление для ускоренной тренировки пальцев, но повредил им правую руку, разрушив т. о. мечту о деятельности пианиста-виртуоза.
 
Эпоха, стиль, направление романтизм
Образовательный уровень основная школа
Источники http://www.rubricon.com
Библиография БСЭ


Роберт Александер Шуман


Шуман (Schumann) Роберт Александер (8.6.1810, Цвиккау, — 29.7.1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне), немецкий композитор и музыкальный писатель. Родился в семье книгоиздателя; уже в детстве проявил разностороннее художественное дарование, в том числе музыкальное (учился у педагога и органиста И. Г. Кунча). С 13 лет выступал как пианист. С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах и одновременно совершенствовал мастерство игры на фортепьяно у известного педагога Ф. Вика. Изучал теорию музыки под руководством композитора и дирижёра Г. Дорна (1831—32). Придумал механическое приспособление для ускоренной тренировки пальцев, но повредил им правую руку, разрушив т. о. мечту о деятельности пианиста-виртуоза. В 1834 основал «Новый музыкальный журнал» («Neue Zeitschrift für Musik», Лейпциг, был автором и редактором до 1844) — орган прогрессивного направления в немецкой музыке. Круг друзей-единомышленников, объединившихся вокруг журнала, Шуман назвал «Давидсбундом» (по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). В 1840 женился на пианистке Кларе Вик (дочери и ученице Ф. Вика). С 1843 Шуман некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории (классы фортепьяно, композиции и чтения партитур). Вместе с женой предпринял ряд концертных поездок (в т. ч. в Россию, 1844). С 1844 жил в Дрездене, с 1850 — в Дюссельдорфе, где наряду с композиторской деятельностью руководил хоровыми коллективами, дирижировал симфоническим оркестром. С конца 40-х гг. постепенно обострилась психическая болезнь Шумана, последние два года жизни он провёл в лечебнице (Эндених), где и скончался.

Шуман — один из ярких представителей романтического искусства 19 в. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной нищете Германии 1820-х — 40-х гг., звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики. При этом Шуман вошёл в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Расширяя границы и средства музыкального языка, он стремился с полнотой и точностью передать, с одной стороны, процессы духовной жизни, с другой — жизнь «вовне» — связи и контрасты явлений, образующие «драматургию» жизни. Отсюда, в частности, его стремление тесно сблизить музыку с литературой, поэзией.

Большая часть фортепьянных произведений Шумана — циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов — «Карнавал» (1835), в котором пёстрой чередой проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Кьярина — Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, навеян произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана — музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к числу высших достижений Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях Шумана для фортепьяно, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835—38, 1836), Фантазия (1836—38), концерт для фортепьяно с оркестром (1841—45). Наряду с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман запечатлел детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живой речи. Значительно возросла у Шумана роль фортепьянного сопровождения, дающего богатую обрисовку образа и нередко досказывающего содержание песен. Наиболее популярный из вокальных циклов— «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840), состоящий из 16 песен, в том числе «Если б цветы угадали», «Слышу ли песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл — «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по содержанию песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Круг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана — баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Некоторые песни Шумана — простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта, и др.).

В оратории «Рай и Пери» (1843, на сюжет одной из частей «восточного романа» «Лалла Рук» Т. Мура), так же как в «Сценах из Фауста» (1844—53, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная оконченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческой удачей явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). В 4 симфониях композитора (т. н. «Весенняя», 1841; 2-я, 1845—46; т. н. «Рейнская», 1850; 4-я, 1841—51) господствуют светлые, жизнерадостные настроения. Преобладающее место занимают в них эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.

Шуман — автор 3 струнных квартетов (1842), 3 фортепьянных трио (2 — 1847, 1851), фортепьянного квартета (1842) и получившего широкую популярность фортепьянного квинтета (1842), а также сольных камерных произведений для струнных и духовых инструментов, произведений для хора.

Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное щегольство, равнодушие к искусству, скрывающееся под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из вымышленных персонажей, от имени которых выступал Шуман на страницах печати, — пылкий, неистово дерзкий и ироничный Флорестан и нежный мечтатель Эвсебий. Оба они олицетворяли черты характера самого композитора.

Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам 19 века. Его высоко ценили Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Ф. Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».

 

 

Музыкальные фрагменты

Мировая художественная культура XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
История XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer